Малозаметная и низкорентабельная нефтеперерабатывающая отрасль может преподнести сюрприз
В Америке официально начался автомобильный сезон. Несмотря на рост инфляции и сохраняющуюся угрозу пандемии, автомобилисты с удовольствием отправились в поездки на недавних выходных, посвященных Дню поминовения. На дороги выехали около 40 млн американцев, что на 8.3% больше, чем в аналогичные выходные год назад. Тяга к путешествиям не исчезла даже, когда цены на НПЗ оказались примерно на 50% выше прошлогодних уровней, что обусловлено сильным давлением на мировой нефтеперерабатывающий сектор.
В обычные времена нефтеперерабатывающий сектор является низкорентабельным и мало драматичным дополнением к ориентированному на геополитику бизнесу по добыче нефти и зависящему от политики бизнесу розничной торговли. Нефтеперерабатывающие заводы обычно получают прибыль в размере $5-10 за баррель и часто испытывают болезненные приступы убыточности. Однако сейчас нефтепереработка играет главную роль, несмотря на манипуляции нефтедобывающих стран, конфликт на Украине и санкции в отношении экспорта российской нефти. Маржа многих НПЗ резко увеличилась, а проблемы в секторе способствуют росту мировых цен на бензин.
Разрушительные силы
Нефтепереработка оказалась в центре внимания из-за трех факторов. Первый — это долгосрочное сокращение инвестиций в развитых странах. Поскольку, по прогнозам, спрос на нефть в богатом мире упадет в течение следующих двадцати лет, инвесторы не хотят тратить миллиарды долларов на активы, которые могут стать проблемными. Сюда же добавляется экологическое давление на нефтепереработку, а также введенные в Калифорнии и Европе правила, которые способствуют более экологичным видам топлива. По словам, Алана Гелдера из консалтинговой компании Wood Mackenzie, за пределами Китая и Ближнего Востока, где мощности расширяются, с начала пандемии нефтеперерабатывающие мощности сократились примерно на 3 млн баррелей в сутки.
Второй фактор, который всколыхнул нефтеперерабатывающий бизнес, — это политика Китая. Китай всегда был чистым экспортером продуктов переработки, отправляя большие объемы в другие азиатские страны. Однако в попытке ограничить внутренние загрязнения и достичь климатических целей чиновники в этом году сократили экспортные квоты для крупных НПЗ на бензин, авиатопливо и другие продукты более чем на 50%. Согласно официальным планам, Китай намерен полностью прекратить экспорт большинства углеродоемких продуктов переработки к 2025 году. Проблема в том, что на его долю приходится примерно 7% мировых резервных мощностей, в то время как остальной мир испытывает нехватку транспортного топлива.
Третья большая разрушительная сила — это, несомненно, военный конфликт на Украине и связанные с ним санкции, введенные в отношении экспорта углеводородов. Америка и Великобритания запретили закупку российской нефти; ЕС объявил о частичном эмбарго на импорт нефти, включая запрет на продукты переработки, введенный позднее в этом году. Последствия пока неясны. По некоторым данным (в том числе от экспертов по отслеживанию танкеров), Россия сейчас экспортирует больше нефти, чем до конфликта. Она продает большие объемы нефти по сниженным ценам, в частности, в Индию, которая импортирует на 700000 баррелей в день больше, чем до начала СВО.
Возможные плюсы
Однако, официальные и добровольные «самосанкции», принятые западными фирмами в отношении продуктов переработки, кажутся слишком жесткими. По словам Наташи Каневой из JPMorgan Chase, Россия продает примерно на 500000 баррелей нефтепродуктов в день меньше, чем до конфликта, и, возможно, в мае была вынуждена сократить перерабатывающие мощности на 1.4 млн баррелей в сутки.
В результате произошел беспрецедентный сдвиг, утверждает Ричард Джосвик из исследовательской фирмы S&P Global: «В мире достаточно перерабатывающих мощностей, однако свободные мощности перемещаются в Россию и Китай».
В результате, по его мнению, показатели загрузки НПЗ в остальном мире будут намного выше, чем считалось ранее.
Кризис в сфере нефтепереработки может продолжаться еще некоторое время. Предстоящий сезон атлантических ураганов, который, по прогнозам, будет сильнее обычного, может привести к закрытию НПЗ в Мексиканском заливе. Еще одним фактором являются сроки и интенсивность последнего раунда европейских санкций в отношении российской нефти. Если они будут вводиться агрессивно, это может привести к дальнейшему давлению на сектор.
Тем не менее, рыночные силы могут спасти положение. Болезненные скачки цен на заправках в итоге несколько охладят спрос и могут способствовать повышению энергоэффективности, что поможет сбалансировать рынки.
Помочь Европе может и сдвиг в торговых потоках. Например, индийские НПЗ мирового класса превращают глобальный кризис в возможности. Инвестиционная компания RBC Capital Markets считает, что страна «де-факто становится нефтеперерабатывающим хабом для Европы». В ближайшее время планируется ввести в эксплуатацию новые крупные НПЗ в Кувейте и Саудовской Аравии, что также должно снизить дефицит.
«При такой большой марже у всех есть стимул запустить нефтеперерабатывающие заводы на полную мощность», — отметил Джосвик.
Подготовлено Profinance.ru по материалам OilPrice.com
По теме:
У России нет дополнительной нефти для заключения сделок с двумя индийскими покупателями — источники Reuters
Саудовская Аравия сократит поставки нефти в Китай, перенаправив потоки в другие страны Азии
Италия импортирует больше российской нефти для НПЗ, несмотря на эмбарго ЕС
Европа или Россия: кто пострадает от нефтяного эмбарго
Подпишитесь на ProFinance.Ru в Яндекс.Новости, в Яндекс.Дзен, в Google Новости.
Источник: profinance.ru